Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Архитектор Назаров раскрыл тайну крыльца усадьбы Яворницкого

Известный днепровский архитектор Мэлор Назаров аргументировано доказал, что крыльцо усадьбы Дмитрия Яворницкого имеет историческую ценность, а также призвал музеефицировать культурный слой на центральном холме Днепра – том самом месте, с которого берет начало история города. Свои аргументы и размышления Мэлор Назаров изложил на собственной странице в «Фейсбуке». «Онлайн новости» ниже полностью публикуют текст архитектора, без купюр.

«Субботним солнечным днем, прогуливаясь городом, я решил заглянуть на крыльцо усадьбы Яворницкого, чтобы для себя прояснить ситуацию вокруг которой уже несколько недель ломают копья активные жители нашего города. Если кто не в курсе – городскими властями проводятся строительные работы по реконструкции площади возле усадьбы Яворницкого. В ходе демонтажа асфальтного покрытия был поврежден фрагмент кирпичной кладки под асфальтом. Часть экспертов настаивают, что это фундамент крыльца усадьбы, неотъемлемая часть самого памятника. Оппоненты же им возражают, что крыльцо было перестроено в 80-х годах 20 столетия и не имеет исторической ценности. В качестве аргументов приводится фотография усадьбы 1905 года, где прямое крыльцо. Нынешнее же крыльцо имеет два ряда ступенек вдоль фасада. Внимательный осмотр на месте позволил мне сделать следующие выводы:

1. Фундамент крыльца подлинный, 1905 года, имеет перевязку с кладкой фасада, выложен из того же кирпича, что и здание. Однако мое внимание привлекло архитектурное решение фундамента, которое не столь однозначно и не совпадает с фотографиями 1905 года. Слева от крыльца имеется фундамент в виде спирали, зеркально видна такая же спираль. Т.е. вход на крыльцо фланкировался двумя круглыми столбиками. Это распространенный прием для оформления входных крылец и лестниц Екатеринослава. Для меня загадкой является, почему мы не встречаем фото с такой лестницей, либо почему она не была до конца реализована? Впрочем, вполне вероятно, что я просто не владею иконографическими материалами и историческими фотографиями.

2. Культурный слой начала 20 века значительно ниже существующего благоустройства. В отвалах демонтажа встречается крупная брусчатка. На мой взгляд, правильно было бы выполнить музеефикацию фрагмента культурного слоя 19 – начала 20 века, так как с центрального холма начинался город и это его история. Выполнить музеефикацию очень просто: культурный слой ниже существующего благоустройства, поэтому достаточно откопать фрагмент и накрыть это противоударным стеклом.

3. Необходимо выполнить фиксацию фундамента крыльца: расчистка, обмеры, фотофиксация, чтоб затем передать материалы на хранение в музей;

Конечно, можно промолчать, в очередной раз махнуть на все рукой. Подумаешь, кирпичи фундамента и брусчатка! Здание то стоит! Но это самое сердце города, его история, история дома Яворницкого, где каждое маленькое открытие, каждый шажок – движение вперед, по сохранению не только истории города, а и его уникальности», — резюмирует Мэлор Назаров.

Главный редактор: Михаил Назаров

E-mail: mn@online-novosti.dp.ua