Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Взгляд архитектора: Мэлор Назаров дал свою оценку реконструкции центра Днепра

Реконструкция центральной части Днепра вызвала среди горожан нешуточную дискуссию. Споры идут в маршрутках, на лавочках, но самые жаркие и массовые – в социальных сетях. Спорят об эффективности использования бюджетных средств, об уровне прозрачности принимаемых городскими властями градостроительных решений, но больше всего – о качестве архитектурных решений. Но о последнем горожане спорят, в основном, в плоскости «нравится – не нравится». Публичных экспертных оценок практически нет. Тем ценнее, на наш взгляд, недавнее заключение известного днепровского архитектора Мэлора Назарова. На своей странице в «Фейсбуке» Мэлор Назаров оценил реконструкцию проспекта Яворницкого и улицы Короленко.

«Онлайн новости» приводит текст специалиста полностью, без купюр.

«Мотивом, побудившим написать этот пост, стала реконструкция городского пространства, бурно проистекающая в Днепре в последний год. Написанное в этом посте является сугубо личным мнением, и я искренне надеюсь на конструктивное обсуждение градостроительных преобразований нашего города. Речь идет о реконструкции улиц Короленко и Яворницкого под пешеходные бульвары.

Градостроительство и архитектура являются зеркалом современных тенденций и концепций, царящих в обществе, и поэтому деятельность архитектора отражает современные концепции. Основополагающей концепцией города XXI века является пешеходный город, где основное внимание уделяется пешеходу, при этом улица становится интерьером для пешехода, тротуар продолжением интерьера помещений 1-го этажа. Пространство помещений перетекает в пространство улицы или бульвара. Такая концепция пришла на смену царившей в 70-х годах прошлого века концепции автомобильной улицы, где основное внимание уделялось транзиту транспорта, прежде всего – автомобильного, пешеходу же отводилась полоса транзита по улице. Здания в этой концепции изолировались от транспортной магистрали и жили своей жизнью. Человек использовал улицу в утилитарных целях для транзита, а его взаимосвязь с природой и городом осуществлялась в парках и зеленых зонах. Современная же концепция подразумевает «жизнь на улице», улица становиться комфортным местом для времяпрепровождения. Первыми ласточками в борьбе за жизненное пространство улицы стали парклеты, которые продолжили пространство общепита или иного общественного пространства не только на тротуар, но и дальше – на парковку. Житель современного города, выходя из квартиры, переходит в другой интерьер и движется такими «интерьерами» по городу в офис, ресторан, магазин.

Однако такая концепция интерьерной улицы или сквера не получила отражения в проектах реконструкции улиц Короленко и Яворницкого. В них человек осуществляет транзит. Осевое построение композиции бульвара, без взаимодействия со сложившейся застройкой по бокам, относит нас в концепции 70-х годов с улучшенным транзитом. Здесь деревья и зеленые насаждения являются не средством комфорта отдыхающих на улице, а декорацией фотозоны транзитной улицы. Также размещение новых (реконструкция) малых архитектурных форм и малоэтажной застройки экранирующей историческую застройку, как например МАФ на улице Яворницкого, закрывает фасад дома 19 века с богатым декором, а двухэтажный торгово-развлекательный центр на Короленко – дом Красносельского, являются, на мой взгляд, недопустимым варварством по отношению к историческому наследию и городской среде. Проектные решения по устройству пешеходных бульваров на этих улицах создают впечатление о стыдливом отношении архитектора к окружающей среде и его желании нарядить и «улучшить» архитектуру этих «гиблых» мест. Безусловно, реконструкция улиц под пешеходные бульвары и создание новых общественных пространств является важным и нужным делом. Появление плитки вместо разбитого асфальтного покрытия тротуаров улучшает качество среды, но не является конечной целью стремления в комфорте человека, где приоритеты смещены в другую плоскость. Изменения в климате и общественной жизни ставят вопросы озеленения и затенения улиц в приоритет над формой плитки и лавочек. Визуальный, акустический комфорт важнее нарядных, но однообразных фасадов.

Современный город, на мой взгляд, является сложным организмом, в котором необходимо гармоничное взаимоотношение исторической среды с новой застройкой, когда они работают в одном ансамбле. Разнообразие архитектуры, стилей, этажности, функции, должно переплетаться с комфортной зеленой средой, где во главу угла ставится не маркетинг коммерческих объектов, а комфорт человека, проводящего время на улице. Быть может дальнейшие изменения климата и технологий изменят взаимоотношение человека с городским пространством, но современная повестка дня требует немного иных решений в реконструкции городского пространства.

П. С.: Я целенаправленно выбрал некоторые визуализации, которые не в самом выгодном свете иллюстрируют проектные решения, для акцентирования поднятых проблем в посте. Ввиду постоянно меняющейся информации и отсутствии данных о проекте, окончательных проектных решений, я строил свои умозаключения на опубликованных в открытых источниках визуализациях, а также официальной информации, озвученной городскими властями», — отметил архитектор Мэлор Назаров.

Главный редактор: Михаил Назаров

E-mail: mn@online-novosti.dp.ua